к началу

О ШКОЛЕ
О ЛОВКОСТИ

РУКОВОДИТЕЛЬ
НОВОСТИ
ВИДЕО
ФОТО
ССЫЛКИ
КОНТАКТЫ

О ловкости

В последние десятилетия люди разных профессий увлекаются активными видами досуга, связанными с ловкостью. Это хождение по натянутой стропе, езда на моноцикле (одно колесо), перемещение на ходулях, вращение пои и шестов, езда на скейтборде и т.п. Также миллионы людей в мире увлекаются жонглированием. Существует огромное количество клубов, где люди учатся жонглировать, делятся опытом, проводят соревнования и просто весело проводят время.
По современным научным исследованиям жонглирование благотворно сказывается на психофизическом развитии человека. Он становится более уверенным в своих действиях, гармонично развиваются оба полушария головного мозга, повышаются интеллектуальные способности. В связи с этим многие деловые люди, бизнесмены берут уроки жонглирования.
Жонглирование активизирует взаимодействие обоих полушарий головного мозга, что стимулирует творческий процесс. Занятия жонглированием отлично развивает недоминантное полушарие мозга (жонглируют обеими руками), что позволяет человеку приобретать новые возможности (например, правше - писать или свободно управлять левой рукой). При обучении жонглированию даже у взрослых людей масса мозга увеличивается примерно на 3%.
Жонглирующий, в процессе занятия этим действием, постепенно входит в так называемое потоковое состояние. Дело в том, что жонглирование, задействуя работу обоих полушарий, отключает "внутренний диалог", загружая вопрос\проблему в обход сознания в подсознание, находя там наиболее эффективное решение вопроса\проблемы.
Жонглирование вырабатывает навык концентрации внимания, развивает мелкую и крупную моторику рук, улучшает осанку и зрение. Жонглирование - это одно из лучших средств для снятия напряжения с глаз.
В конце концов, жонглирование - это просто очень весёлое и полезное занятие. Оно не только развивает ловкость и выносливость, но и очень благоприятно воздействует на нервную систему, повышает настроение, улучшает физическое состояние.


Н.Бернштейн - выдающийся ученый, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР, лауреат Государственной премии СССР, создатель нового направления в науке - физиологии активности, первооткрыватель ряда ее законов:

"Притягательное свойство ловкости - ее доступность, та особенность ее, которая дает шансы человеку с самыми средними телесными данными одержать верх над любым великаном или атлетом. Ловкость сулит каждому осуществление на нем поговорки: "Мал золотник, да дорог". Повседневный опыт говорит о том, что ловкость не какое-то неизменяемое, прирожденное свойство, которое так же безнадежно рассчитывать заполучить, как изменить свой природный цвет глаз. Затем, как всякое качество, связанное уже с психикой, она несет на себе отпечаток индивидуальности. У всех силачей сила более или менее однородна, кроме количественных различий, да, может быть, еще того, что у одного из них сильная спина, у другого - руки. Сила - это килограммы, и ничего больше; естественно, что для нее так легко установить количественные показатели. Ловкость у каждого ловкого человека другая, она вся качественна и неповторима. Именно по этим причинам для нее, единственной из всех психофизических качеств, до сих пор не нашлось количественных измерителей. Существуют рекорды по быстроте, по силе, по выносливости, но до настоящего времени не придумали ни одного вида соревнований, на котором можно было бы добиваться первенства и рекордов прямым образом по ловкости. Ловкость помогает в целом ряде и легкоатлетических и спортивно-игровых действий, но всюду в них она, как режиссер спектакля, сама остается за сценой, и за ее счет призы получают то скорость, то выносливость, то сила. Это ставит ловкость в не выгодные внешние условия, но внутренне возвышает ее над всеми остальными качествами, придавая ей особенную заманчивость."


Ученые из Оксфордского университета сделали открытие, благодаря которому в скором времени можно будет создать методику восстановления работы поврежденного головного мозга. Исследователи утверждают, что обучение сложным навыкам, например, таким как жонглирование, увеличивает количество серого вещества головного мозга и улучшает связь между нейронами при помощи белого вещества - аксонов.
Свое открытие Ян Шольц и его коллеги описывают в журнале Nature Neuroscience. Они поясняют: серое вещество в основном состоит из нервных клеток - нейронов, а связь между ними осуществляют их отростки - аксоны.
О том, что обучение сложным навыкам меняет структуру головного мозга и увеличивает серое вещество, ученые говорили и раньше. Однако Шольц доказал, что эти изменения носят более сложный, необратимый характер, причем наряду с серым увеличивается и белое вещество.
В Nature Neuroscience ученые рассказывают, как они проводили эксперимент на 24 добровольцах - мужчинах и женщинах. Исследователи с помощью магнитно-резонансной томографии сканировали головной мозг испытуемых, которые до этого в течение двух недель обучались жонглированию. Кроме того, Шольц исследовал работу мозга еще 24 человек, которые о жонглировании ничего не знали.
Как выяснилось, у участников эксперимента из-за постоянных нагрузок на отделы мозга, которые отвечают за координацию движения и обработку зрительной информации, количество белого вещества в этих областях увеличилось, так же как и серого. Но степень изменений у каждого из них была разной.
Эффект превзошёл все ожидания - количество белого вещества в теменной доле мозга жонглёров увеличилось в среднем на 5%. Эта область мозга отвечает за координацию. Учёные также подтвердили известный тезис о том, что важен не результат, а процесс - прирост белого вещества наблюдался у всех практиковавшихся вне зависимости от их реальных успехов в жонглировании.
В течение месяца с момента окончания опыта добровольцы воздерживались от упражнений в жонглировании, после чего снова прошли томографию. Приобретённые 5% сохранились нетронутыми, а кроме того, в большинстве случаев наблюдалось увеличение массы серого вещества. Это можно объяснить тем, что успех жонглирования зависит от сочетания скорости и координации движений - а за них отвечают как раз белое и серое вещество соответственно.
Шольц надеется, что его открытие в будущем ляжет в основу программы реабилитации людей, перенёсших черепно-мозговую травму. Дальнейшее же изучение того, как жонглирование и вообще сложные комплексы действий изменяют архитектуру мозга, может привести к разработке специальных лекарств, совершенствующих эти естественные способности.
"Если бы мы могли использовать подобные тренировки или аналогично работающие препараты для помощи пациентам в восстановлении участков мозга, это было бы просто великолепно", - заключает учёный в статье, опубликованной в Nature Neuroscience.
Как утверждает Шольц, изменения обоих типов нервных клеток необходимо для обучения навыку жонглирования. "Больше белого вещества, вероятно, означает, что вы сможете двигаться более быстро, однако для этого вам понадобятся дополнительные количества серого вещества, чтобы каждый раз фиксировать и корректировать положение собственных рук", - отметил он.
По прошествии четырех недель после тренировок ученые снова отсканировали головной мозг испытуемых. Оказалось, что зафиксированные изменения белого вещества сохранились, а серое вещество увеличилось у всех добровольцев без исключения. По мнению ученых, это означает, что если человек обучился какому-либо навыку, то он сохраняет его, даже не тренируясь.
"Это как кататься на велосипеде. Тренировки требуют много времени, однако, как только у вас начинает получаться, разучиться уже невозможно", - добавил Шольц.

Ловкость - это двигательная находчивость!

"Ловкость поддается упражнению, ее можно выработать в себе и, уж во всяком случае, добиться сильного повышения ее уровня. Для нее не нужно ни длинных ног, ни могучей грудной клетки; она вполне мирится с тем телесным инвентарем, каким располагает каждый здоровый, нормальный человек.
Затем обязательно в ловкости то, что она не чисто и грубо физическое качество, как сила или выносливость. Она образует уже мостик к настоящей, умственной области. Прежде всего, в ловкости есть мудрость. Она - концентрат жизненного опыта по части движений и действий. Недаром ловкость нередко повышается с годами и, как правило, удерживается у человека дольше всех других его психофизических качеств."
Н.Бернштейн
член-корреспондент Академии медицинских наук СССР, лауреат Государственной премии СССР


на главную © 2017 Школа Ловкости Владимира Малюгина